Выпуск 01: Знакомимся с Borland Delphi

 
     

Архив рассылки

Для тех, кто только что присоединились: сначала прочитайте вводной выпуск, который находится в архиве.

Итак, в этом выпуске мы познакомимся с Delphi. Я использую 7 версию. 6 - почти идентична, а насчёт других не знаю, но более ранней версии, чем Delphi4 или 5 использовать не рекомендую, тем более что в первой и второй OpenGL вообще не поддерживается!

Думаю, как инсталлировать программу знает каждый, так что объяснять не буду :)

Пора включать Delphi (выберите пиктограмму на рабочем столе).

Перед вами должна появится куча разных окон, но о них поговорим потом :) Выберите в меню Tools->Environment Options. Во вкладке Preferences, Docking уберите галочку в Auto drag docking (если она поставлена). Во вкладке Designer, там где X и Y поставьте двойки. Потом объясню зачем мы это сделали. Также в Delphi Direct уберите галочку с Automatically poll network, если не хотите чтобы при запуске программы выскакивала дурная табличка, которая сообщает об обновлениях. Всё остальное оставьте так, как есть. Нажмите OK. Заметили изменения? :) Как я уже говорил, об этом поговорим позже. ;) В программировании очень важно видеть много кода (а нам это будет особенно важно!), чтобы можно было легче найти и исправить ошибки, а я уверен что у каждого из вас их будет достаточно. Для этого надо сделать, чтобы редактор кода (о котором скоро расскажу) увеличивался во весь экран. Выбираем Tools->Editor Options, вкладка Display, ставим галочку на Zoom to full screen. Вот и всё. Теперь переходим к самой программе.

Перед вами дожно быть 5 окон (одного не вино). В самом верху находится главное окно программы:

Смотреть

В нём находятся разные компоненты и разные меню пункты. Сразу под ним, слева, находится окно-дерево объектов (Object TreeView):

Смотреть

Там будет находится список всех компонентов, которые находятся на форме:

Смотреть

Как видите, форма - шаблон обычного окна Windows приложения. Компоненты - шаблоны разных элементов управления (кнопки, надписи и пр.). Компоненты имеют свои свойства (например надпись на кнопке, цвет текста и пр.). Эти свойства меняются в инспекторе объектов (Object Inspector):

Смотреть

Это окно нужно для удобства, как и Object TreeView. Вообще-то тут и форма (шаблон окна), и компоненты - всё для удобства! :) Ведь всё это можно создать и самому. Видно Борландавсы ребята заботятся о пользователях... :) Осталось ещё одно окно - редактор кода (Code Editor):

Смотреть

Но наверняка вы его не видите... :) Это потому что этот редактор спрятан за формой. Отодвиньте форму и вы его увите. Можно сделать и по другому (что куда удобнее): выберите форму (просто кликните по ней мышью, если она не активна) и нажмите клавишу F12 на клавиатуре. Повторное нажатие вернёт вас назад, т.е. к форме. Вот редактор кода не преднозначен для удобства. :) Конечно там есть одна пара важных вещей, которые помогают, и они очень нужны, но сам редактор выглядит как обычный текстовый редактор. Слева от него находится ещё одно, прикреплённое окно. Оно нам сейчас не нужно и, чтобы не путаться, закройте его нажав на маленький крестик. Это окно называется Code Explorer. Поскольку в ближайшее время мы им пользоваться не будем, надо его отключить. Выберите в меню Tools->Environment Options вкладку Explorer. Уберите галочку с Automatically show Explorer. Нажимаем OK. Всё, он нам мешать больше не будет. :) Абсолютно все эти окна можно найти в меню View (если случайно закроете).

Эти окна можно перемещать и склейвать друг с другом. Как переместить окно знает каждый. Надо просто нажав на его заголовке левой клавишой мыши окно тянуть куда требуется. Потом, конечно, отпустить. :) Чтобы прикрепить окно к другому надо нажать клавишу Ctrl. Попробуйте нажав эту клавишу потаскать окно инспектора объектов над Object TreeView. Заметили как резко изменяется положение рамки (контура), которая сначала окружала окно инспектора объектов? Она показывает где будет находится инспектор объектов когда вы его отпустите. Настройте интерфейс Дельфи как вам удобнее. Лично я оставил всё, как было. После первого запуска, Дельфи бывает настроена так, чтобы окна прикреплялись один к другому без нажатия клавиши Ctrl. Я думаю это не удобно, потому что не нарошно подвинув окно, оно "склеится" с другим и всё востанавливать будет довольно гиморно! Но если вы так хотите, выберите Tools->Environment Options, вкладка Preferences и поставьте галочку на Auto drag docking (которую мы раньше убрали).

Ещё кое-что о редакторе кода. Вы, наверное, заметили, что у меня он выглядит чуть-чуть по другому. Отличаются только цвета, которыми будут выделяться разные команды языка программирования - дельфи. Вы также можете сделать по своему. Выберите Tools->Editor Options и вкладку Color. В выпадающем списке Color SpeedSettings: я выбрал Twilight. Посмотрите как выглядит каждый из них. Если вам ничто не подходит, настройте все цвета сами (ниже).

А вообще экспериментируйте сами! :) Нажимайте что попало, изменяйте что хотите. Проверьте что делают некоторые команды, пункты меню и пр. Не бойтесь чего нибудь наделать. В крайнем случае всегда можно Дельфи переинсталлировать. :)

Первая программа.

Теперь мы создадим свою первую программу. Это дело нескольких секунд (удобство Дельфи)! :) Включите Delphi (я использую 7). Хотите верьте, хотит - нет :), но вы уже сделали свою первую программу! :) Нажмите на клавиатуре клавишу F9. Таким образом вы включите свою первую программу. Перед вами должно появиться пустое окно. Обычное окно Windows. В этом можете сами убедиться: у него есть все свойства окна Windows приложения. Вы можете его взяв за шиворот (или заголовок :) таскать по экрану, изменять его размеры. Ну...всё. Поиграли и хватит! :) Закройте программу (таким образом вы сразу вернётесь в Дельфи). Убедились? Но, на самом деле нельзя сказать, что эта программа полностью ваша! Дельфи сама сделала это окно. Вот вам настоящее удобство! :) Но, не волнуйтесь, вы не останитесь безработными! :) Мы её усовершенствуем.

Сколько я видал, многие в качестве первой программы используют простое окно с кнопкой, которая закрывает это окно или выдаёт сообщение с надписью типа "Привет, это я!" :). Также видел пример с медиаплеером и текстовым редактором (создание которого сейчас бы вас утомило!). Бывал и Web Browser, но это скучно... Я придумаю что-нибудь другое. Одну минутку.... :) [прошло 3 часа].....ну не знаю, что со мной случилось! :) Ничего не могу придумать. Могу, но это не годится для первой программы. :) Значит выбиру что-нибудь из перечисленного выше. :) Самый лучшый вариант - медиаплеер. Этот пример я увидел в рассылке С.Бобровского "Программирование с нуля - это совсем просто!".

Начнём. В главном окне найдите палитру компонентов:

Смотреть

Здесь находятся все компоненты. Выберите вкладку System и найдите пиктограмму с нотой. Наведите курсор. Должна появиться подсказка с названием компонента: MediaPlayer.

Смотреть

Два раза щёлкните на этой пиктограммке. На вашей форме должен появится этот компонент:

Смотреть Знакомый? :) Мы его изменять не будем. Теперь найдите подходящюю картинку для вашего плеера. Чтобы её вставить в программу, вам надо найти во вкладке Additional компонент Image. Найдите его сами :) Вы знаете как это делается. Пока не ставьте его на форму. Это мы сделаем другим способом. Нажмите на пиктограммку компонента и щёлкните в любом месте формы. Поставьте куда хотите. Теперь выберите инспектор объектов (компонент Image должен быть выбран! Чтобы это сделать - просто нажмите на нём мышью). В инспекторе объектов найдите строчку Picture и нажмите на неё:

Смотреть

В этой строчке - одно из свойств данного компонента. Это свойство указывает, какую картинку будет содержать компонент Image. Чтобы выбрать катинку, нажмите кнопочку с тремя точками, которая находится в той-же самой строке. Должно появиться окно:

Смотреть

Чтобы выбрать картинку, нажмите кнопку Load и найдите её. Потом нажимайте OK.

У меня получилось так:

Смотреть

Если у вас нету картинки, берите мою :) :

Смотреть

Наша программа, конечно, будет выглядить не так. Компоненты не только можно перетаскивать по форме, но и менять их размеры. Для этого существуют маленькие квадратики по углам компонента (компонент должен быть выбран). Чтобы быстрее подобрать нужный размер, в инспекторе объектов для компонента Image найдите строку AutoSize и из списка выберите True. После всех изменений программа выглядит так:

Смотреть

Я компонент MediaPlayer поставил поверх Image'а. Размеры формы тоже можно изменять, как и размеры любого окна. Мы можем опять запустить приложение (клавиша F9), но программа ещё не будет работать. Остались всего два шага до победы! :) Для компонента MediaPlayer в инспекторе объектов найдите AutoOpen и из списка выберите True. Второй шаг - в инспекторе найдите строчку FileName и укажите файл, который будет проигрываться. Это делается также, как и выбор рисунка для Image. Всё! Программа готова. :) Запускаем её....но теперь другим способом. :) В главном окне (слева) найдите зелёный треугольник (как кнопка Play у проигрывателей) и нажмите его. Или в выберите в меню Run->Run. Наслаждайтесь! :)

На этом я и заканчиваю выпуск. Есть вопросы - пишите. :)
 

2005-09-27

Автор, ведущий и дизайнер рассылки: Евгений Нарышкин (spider3d@yandex.ru)

OpenGL для начинающих (under construction): http://spider3d.narod.ru/

Хостинг от uCoz